ЭстонияЛатвияЛитваКалининградская область
О РЕГИОНЕ ТУРЫ ОТЕЛИ НЕДВИЖИМОСТЬ РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМ СТАТЬИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПОГОДА ВИЗЫ
На главную.
Горячая линия
(495) 784-62-86, 784-62-83, 921-05-23 (мн.)
Туристическая компания ПРАВДА
(495) 921-05-23 (мн.)
(495) 784-62-86
(495) 784-62-83
(926) 816-95-41

e-mail: info@baltworld.ru
БАЛТИЙСКИЕ НОВОСТИ
19.06.12 | С 1 апреля 2012 года Посольство Латвии в России при подаче документов на визу переходит только на электронные визовые анкеты

08.07.10 | Эрик Стендзиниекс: «Кто сказал, что секс-туризм в Риге это зло?»

08.07.10 | В Латвии установилась аномальная жара

08.07.10 | Открыты первые в Прибалтике автоматические пункты велопроката

14.08.09 | Латвия забрала российских туристов у Литвы

11.08.09 | В ресторанах Таллина можно расплатиться в евро

11.08.09 | Вильнюс предлагает своим гостям необычные экскурсии

03.08.09 | Скорая помощь в центре Таллина пересядет на велосипеды

30.07.09 | Ночная экскурсия по городу, посвященная кризису, - новое предложение в Вильнюсе

29.07.09 | За первую четверть этого года в Литве значительно увеличилось количество новых коммерческих предприятий.

Туры в Эстонию

Отели Эстонии
Виландимаа (2)
Выру (1)
Ида-Вырумаа (1)
Нарва (1)
Отепяа (3)
Пайде (1)
Полва (1)
Пярну (11)
Сааремаа (6)
Таллинн (40)
Тарту (8)
Хаапсалу (4)

Статьи
Tallinn с двумя "Н"
Vana Tallinn
Weekend: Прогулка по кукольному городу
Банк Эстонии исправил ошибку
Гуляй, Москва, разговаривай, Россия!
Достопримечательности Эстонии
Знакомая, пленительная и по-новому привлекательная
Куда вас не позовут турагентства
Любимая страна финнов
Маленькая Эстония - Великая лыжная держава
Машина времени "Москва-Таллинн"
Прибалтика - край янтаря и песен
Пярну
Средневековье по-эстонски
Съедобные цеппелины
Эстония. Доллар туриста
Эстония: у русских царей был неплохой вкус
“Неправильные” флаги изымут из продажи.

Достопримечательности
Валга-Валка
Вильянди
Достопримечательности Пярну
Достопримечательности Эстонии
Нарва. Город-музей
Палдиски - маленький уголок Эстонии
Самый солнечный курорт
Средневековый Таллин
Тарту-Юрьев

Полезная информация
Информация туристу
Найди для себя Вирумаа
Общая информация
Полезные телефоны Эстонии
Путеводитель по Южной Эстонии

Достопримечательности Эстонии

Эстония: статьи: Достопримечательности Эстонии

Эстония (Республика Эстония) – государство на северо-западе Восточной Европы, на побережье Балтийского моря (береговая линия тянется на 3700 км). Площадь страны 45,227 тыс. кв. км, население составляет 1536 тыс. человек, из них городского – 72%; эстонцы (61,5%), русские (30,3%), украинцы (3,1%) и др. Официальный язык – эстонский. Большинство верующих лютеране. Главой государства является президент. Законодательный орган – Сейм. Столица республики – город Таллинн. В стране 15 уездов, 33 города, 23 поселка городского типа. Денежная единица – эстонская крона.
В Эстонии больше 1500 островов, занимающих 9,2% площади страны, и больше 1000 озер, из которых крупнейшее Чудско-Псковское и Выртсъярв. Большая часть территории страны – моренная равнина; на юго-востоке находятся возвышенности высотой до 318 м. Климат переходный от морского к континентальному. Средняя температура февраля -6°С, июля 17°С, осадков выпадает до 700 мм в год. В Эстонии три крупных реки: Нарва, Пярну, Эмайыги, а также Нарвское водохранилище. Леса – в основном, хвойные – занимают более трети всей территории. В стране есть Лахемааский национальный парк и заповедники: Вийдумяэ, Вильсанди, Матсалу, Нигула.

Эстонский язык принадлежит к южной группе прибалтийско-финских языков. Он имеет диалектные группы: северо-эстонскую (включает островной, западный, среднесеверный и восточный диалекты), южноэстонскую (включает мулькский, тартуский и выруский диалекты) и северовосточный прибрежный диалект, сходный во многих чертах с прибалтийско-финскими языками северной группы. Главное ударение в эстонском языке падает на первый слог, второстепенное – на третий. Существительное имеет 14 падежей, глагол – 4 наклонения. Первые записи на эстонском языке относятся к 13 веку. Более длинные тексты известны с начала 16 в. Первая книга была напечатана в 1535 году. В 16 веке возникли два литературных языка: один на основе североэстонского, другой – на основе южноэстонского диалекта. В 19 веке североэстонский литературный язык стал использоваться повсеместно, во второй половине 19 в. начал складываться единый литературный язык, нормы которого сложились уже в первой половине 20 века. Письменность на основе латинского алфавита.
Обнаруженные археологами древнейшие памятники на территории современной Эстонии принадлежат еще эпохе мезолита. Наиболее раннее из известных поселений относится примерно к середине 8 тыс. до н.э.; оно находится в местечке Пулли недалеко от Пярну. Более отчетливые следы строительной деятельности человека датируются эпохой неолита (3-2 тыс. до н.э.): вблизи Нарвы и у Тамула (под Выру) найдены остатки жилищ, представлявших собой в плане круг или овал и перекрытых конически установленными жердями, которые покрывались дерном или берестой; в центре помещения находился очаг. В конце бронзового века (1-я пол. 1 тыс. до н.э.) были распространены поселения, которые огораживались стенами из плитняка, сложенными способом сухой кладки, или бревенчатым частоколом (Асва, Каали на о-ве Сааремаа, Иру, в окрестностях Таллинна). К этому же времени относятся и наземные могильники с каменными ящиками. Вокруг такого захоронения выкладывалась стена (диаметр круга 5-15 м) из плитняка или валунов, и все его пространство заполнялось грудой камней. В начале нашей эры (1-4 вв.) распространены были могильники с оградками, «тарандкальмэ», которые состояли из одного или нескольких смежных прямоугольников, огороженных камнями и ориентированных на юг (по оси север-юг); внутренняя их часть была засыпана камнями и землей. В начале 1 тыс. н.э. появились деревни со срубами. Во 2-й пол. 1 тыс. при поселениях начинают закладывать городища, бывшие вначале небольшими, с площадью двора около 1000 кв.м. Их располагали главным образом на узких мысах и укрепляли рвами и валами. В северной и западной Эстонии городища были обнесены плитняковыми стенами, а в южной Эстонии – земляными валами, которые укреплялись валунами и жердями. В начале 2 тыс. на территории Эстонии складываются раннефеодальные отношения. Появляются маленькие, но сильно укрепленные городища, принадлежавшие отдельным старейшинам (городище в Лыхавере). Строились и большие городища: площадь их двора достигала нескольких гектаров (в Вальяла, Варбола, 11-12 вв.). Они окружались круговым валом высотой до 10 м и жердевым ограждением. Некоторые посады у таких городищ стали центрами торговли и ремесла (Таллинн, Тарту, Отепя), что указывает на возникновение поселений городского типа.

В 13 веке начинается новый этап истории страны, когда с юга, с созданного еще в конце 12 века в устье реки Даугавы плацдарма, под флагом крестового похода на территорию Эстонии вторглись немецкие захватчики. За несколько лет до этого шведы пытались подчинить себе остров Сааремаа, но были отбиты. Крестоносцам удалось – где силой, где хитростью и коварством, направленным на раскол прибалтийских племен, – в результате десятилетней борьбы покорить южную и часть средней Эстонии. Однако эстонцы, объединившись с русскими войсками в 1217 году, изгнали крестоносцев из пределов страны. Те обратились к Дании, чтобы она, вторгнувшись в северную Эстонию, помогла в захвате эстонских земель, в награду за что папа Римский обещал отдать Дании все занятые ею территории. Большой флот датчан (хроника, возможно, преувеличивая, упоминает 1500 кораблей) появился в эстонской гавани Линданиса (Таллинн) летом 1219 года, застав жителей врасплох. Срочно собранные в землях Рявала и Харью эстонские дружины, сплотившись, нанесли ответный удар, разбили датчан, но оказавшаяся в отдельном лагере одна из вражеских частей напала с тыла и решила исход сражения. Датчане укрепились в Таллинне и после длившихся несколько лет боев захватили земли Харью и Ярва. С переменным успехом шли бои за Эстонию, но вернуть таллиннскую крепость эстонцам не удавалось. Эстонские земли были предметом постоянной распри между немцами и датчанами. Когда датский король Вальдемар П потерпел поражение во время феодальных междоусобиц, Орден меченосцев воспользовался обстановкой и в 1227 г. захватил Таллинн и другие земли севера Эстонии. С этого времени можно вести отсчет жизни Эстонии под чужеземным владычеством и начало ее христианизации. Центральная и юго-западная Эстония была подчинена Ливонскому ордену, ее юго-восточная часть принадлежала тартускому епископству, а западная – епископу Сааре-Ляэнемаа, который владел также большей частью острова Сааремаа и половиной территории острова Хийумаа. Новая политическая и идеологическая ситуация обусловила коренные изменения во многих областях культуры, в том числе и в архитектуре: мастера были, в основном, выходцами из Германии и Скандинавии. Укрепились связи с Северной и Западной Европой. Наряду с аграрными поселениями развиваются города, являющиеся административными и экономическими центрами. В 13 веке в Эстонии было 8 городов.

Таллинн, центр северной Эстонии, находился на древней эстонской земле Рявала. Уже в 11-12 вв. он играл значительную роль как гавань на водном пути «из варяг в греки» и был известен не только соседям, но и купцам Средиземноморья. Первое письменное упоминание о нем принадлежит арабскому географу Абу-Абд-Аллаху Мохаммеду Идриси, который нанес его на карту и в пояснительном тексте пишет о нем в 1154 году как о «маленьком городе вроде большой крепости», называемом Колувань. Под названием Колывань этот город был известен русским, упоминающим его впервые в 1223 году; до 18 в. он сохранял то же название, которое, по мнению ученых, произошло от имени героя финно-угорского эпоса Калева: «Калеван-линна» значит «город Калева» или, возможно, «город знати», так как слово «калев» было не только именем собственным, но и указывало просто на принадлежность к знати. Другое название города – Линданиса; так город упоминается в хронике Генриха Латышского (1219 г.) и под похожими именами – «Леденец», «Лиденес» и др. – он был известен скандинавам и русским, как свидетельствуют некоторые летописи. Когда город захватили датчане, он стал именоваться Ревал, или, в русском варианте, Ревель, что происходит от названия земли Рявала, центром которой он являлся. Но в разговорном эстонском языке это название не прижилось: здесь он стал называться Таллин или, в нынешнем варианте, Таллинн – вернее всего, от слова «Таанилинн», означающего «датский город».
Орден, получивший север Эстонии и его главный город, сразу же стал укреплять здесь оборону, и к 1229 году на холме Тоомпеа в Таллинне была построена мощная крепость – так называемая Малая крепость, которая частично сохранилась до наших дней и является древнейшей частью замка. На остальной территории Вышгорода стали устраиваться немецкие феодалы. Среди других мер Ордена по укреплению своего положения было привлечение в город иностранных купцов и ремесленников, с предоставлением им различных привилегий. Но власть меченосцев длилась в Таллинне только до 1238 года, когда Ордену, под давлением папы Римского, пришлось вернуть Дании Таллинн и земли Рявала, Харью и Виру. Борьба эстонского народа с захватчиками, однако, не прекращалась, и спустя столетие, в ночь на Юрьев день 1343 года, началось мощное крестьянское восстание, которое с земель Харью распространилось по всей северной и западной Эстонии. Опять эстонцам не удалось взять крепость Тоомпеа. Осажденные датчане обратились за помощью к Ливонскому ордену, который и обеспечил разгром восставших, не получивших ожидаемой поддержки от шведов. В результате магистр Ливонского ордена был выбран датчанами правителем земель, и ему был передан Таллиннский замок. Король Дании не мог уже обеспечить контроль над этими землями и, после упорных домогательств Ордена, в 1346 году продал земли северной Эстонии (Харью и Виру)  Тевтонскому ордену за 19 тысяч серебряных марок, а тот в следующем году перепродал их, уже за 20 тысяч серебряных марок, фактическому властителю - Ливонскому ордену.

Таллинн был наиболее значительным городом на эстонской территории и важнейшей ее гаванью, узловым пунктом морских и сухопутных путей, центром ремесла и торговли. Еще в 1284 году Таллинн, как один из крупнейших городов Прибалтики (численность населения во 2-й половине 14 в. здесь достигала четырех тысяч человек),  вступил в состав так называемого Ганзейского союза торговых городов (Ганза). Город резко делился на две части. Тоомпеа, Вышгород, был местом резиденции верховной светской власти и таллиннского епископа; здесь же находились кафедральный собор и дома феодалов. В Малой крепости, бывшей в 13 веке резиденцией датского наместника, в 13-15 вв. шли перестройки, и постепенно она обрела те размеры, который сохранила до сегодняшнего дня. У подножья Вышгорода находился нижний город, простиравшийся до берега залива и довольно быстро разраставшийся; здесь жили и работали купцы и ремесленники. Центром города был рынок, и все дороги – на Тоомпеа, в гавань, в глубь страны и др. –  вели отсюда. Нижний город был обнесен стеной уже во второй половине 13 в., а в течение следующих столетий эту стену постоянно укрепляли. Вместе с Тоомпеа обнесенная стеной территория составляла 35, 3 гектара, что делало Таллин самым крупным городом Прибалтики той эпохи. В нижнем городе действовало так называемое городское право, утвержденное еще датским королем в 1248 году, по которому вся административная и судебная власть находилась сначала в руках городского фогта, назначаемого королем, а вскоре, вместе с ним, и магистрата (городского совета), состоявшего из богатых немецких бюргеров (в основном, купцов и ростовщиков), – к которому с 1265 года, тогда же, когда город получил право на чеканку монет, перешла и полная власть. Магистрат с 14 века был уже независимым правителем города. Он состоял из 24 членов – ратсгерров – и 4 бюргермейстеров, половина которых управляла городом один год, а другая половина – весь следующий. Магистрат заседал в ратуше, построенной в 1371-1374 и 1401-1404 гг. (здание сохранилось до наших дней). Поскольку экономическое развитие города зависело от меновой торговли между Россией (в большой степени Новгородом) и Западной Европой, одной из важнейших задач магистрата было обеспечение монополии в морской торговле верхушки немецкого крупного купечества. В Западную Европу Эстония вывозила среди других товаров  хлеб, Россия через Таллинн направляла пушнину, воск, рыбу, сало, мед, смолу, деготь, позднее – лен, коноплю. С Запада же импортировались сукна, сельдь, вина, металлические изделия, в том числе оружие; ввозилась соль, которая шла не только в Эстонию, но через нее в Россию и Финляндию. Таллинн настолько обогащался благодаря перепродаже соли, что говорили, что город «построен на соли». Крупные торговцы, домовладельцы, владельцы другой недвижимости, которых к 16 веку было около 150 человек, объединились в Большую гильдию. Сохранилось ее здание, построенное в 1407-1410 гг. (ул. Пикк, 17). Холостые же купцы-немцы образовали свою организацию военного типа – так называемый Союз черноголовых, по имени ее покровителя, мавра св. Маврикия. Они и члены Большой гильдии составляли конницу - привилегированную часть городского войска. Другая же часть торговцев – в основном, мелких, имевших права бюргеров, – и ремесленники тоже создавали свои профессиональные объединения, называемые цехи: золотых дел мастеров, портных, пекарей, мясников, плотников и т.д. В середине 14 в. их было 50, в 16 в. – 73. Цехи объединялись в гильдии. Различались т.н. благородные цехи, где были, в основном, немцы: они образовали Канутскую гильдию (ул. Пикк, 20);  ремесленники-эстонцы, мелкие торговцы составили Олайскую гильдию (ул. Пикк, 26; дом соединен со зданием «черноголовых»). В особую гильдию объединились ремесленники на Тоомпеа – гильдию св. Марии, или Домскую. Магистрат поддерживал приехавших в Таллинн немцев, которые старались вытеснить эстонцев на более тяжелые и низкооплачиваемые работы: они использовались, как правило, в качестве рабочих-каменотесов, каменщиков на строительстве укреплений, крепостей, церквей и других сооружений, как кузнецы, пеньковщики, разносчики, лодочники в порту, возчики и т.д. Значительная часть городского населения города, которую составляли бывшие крестьяне, бежавшие от притеснений феодалов, - поденщики, чернорабочие, рыбаки, прислуга и др., – не имели прав бюргеров, жили в стесненных условиях в пристройках, подвалах, сараях в городе и в бедных лачугах в пригороде, обычно, в целях обороны, сносившихся во время войн.
Значительную часть городского населения составляло духовенство, монахи и монахини доминиканского и цистерцианского монастырей.
В городе жили и русские ремесленники и купцы, роль которых возросла особенно со второй половины 15 в. Они имели свое поселение и церковь (район ул. Вене, что значит «Русская»). Городская олигархия и немецкие торговцы, однако, противодействовали непосредственной торговле русских купцов с иностранными, прибывающими в Таллинн. Феодалы Тоомпеа также были заинтересованы в изоляции России от Западной Европы. Возникающие конфликты стали одной из причин Ливонской войны.

Центром политической, торговой и общественной жизни города была Ратуша (1371-1374 гг.- нач.15 в.), построенная в готическом стиле. Это единственная в Прибалтике сохранившаяся (и почти в первозданном виде) средневековая ратуша. Она представляет собой двухэтажное здание (длиной 37,5 м и шириной ок. 15 м), с высокой черепичной крышей, увенчанной с востока стройной восьмигранной башней со шпилем в стиле барокко (17 в.); на вершине башни находится фигура воина, который держит в руках флюгер, - т.н. «Старый Тоомас» (1530). Фонтанчики в виде драконовых голов относятся ко времени ремонта в 1627-1628 гг. На втором этаже Ратуши находились залы приемов: в западной части – бюргерский зал (уничтоженный в результате перестроек в 17 в.), зал горожан, для собраний и торжеств; в середине – зал магистрата, художественно отделанный, а с востока – два служебных помещения меньших размеров. В сохранившемся зале магистрата (11,9х8,9 м) – помещения с двумя крестовыми сводами - каменная архитектура проста, но зато на стенах и мебели богатая и ценная резьба по дереву. На спинке одного из кресел,  например, вырезана фигура «Молчания» с внешней стороны и сюжеты «Самсон и Далила» и «Аристотель и Филия» - с обратной; на спинке другого - «Прислушивание», а на задней стороне спинки – «Поединок Давида с Голиафом». Над фигурами «Молчания» и «Прислушивания» изображен цветок розы - символ молчания. Стенные панели венчаются резным фризом 17 в. (высота 47 см) с 20 фигурными композициями, из которых 12 создал Элерт Тил в 1660-1674 гг., остальные – Иоахим Амбрус в 1692-1694 гг. Ратуша тесно была связана с рынком, о чем свидетельствует подвал, тянущийся под всем зданием. Раньше около четверти всей ширины здания занимал просторный аркадный ход (галерея), где торговали в дождливые дни (в 18 в. перестроен под магазин). За аркадным ходом располагался торговый зал, который потом использовался и как зал суда; рядом с ним была камера пыток, куда можно было пройти по лестнице в стене прямо из зала магистрата, служившего еще и судебным залом. Вокруг Ратуши находились здание тюрьмы с арестным домом, важня, мясные лавки, аптека, основанная в 1422 году.

В связи с противоречиями между феодальным Вышгородом и нижним городом, которые временами перерастали в острые столкновения, между ними была построена защитная стена, сохранившаяся до нашего времени (улица Пикк-Ялг). Во времена Реформации межсословные противоречия и недовольства приняли форму стихийных выступлений против католической церкви; в 1524 году в Таллине разгромили церкви и изгнали  монахов и священнослужителей.
Ливонская война (1558-1583) привела к ликвидации власти Ордена и епископов в Лифляндии. Таллинн вместе с землями Харью и Ярва перешел в 1561 году к Швеции и оставался под ее властью до 1710 года. И хотя Швеция вернула Таллинну в 1561 г. все его прежние права и привилегии, а магистрат был ограничен только в вопросах внешней политики, город долго не мог оправиться от войны – в основном, из-за разрушенных торговых связей России и Западной Европы, в которых Таллинн играл роль посредника. Лишь к середине 17 в. город достиг довоенного экономического уровня. В 1631 г. в Таллинне открылась гимназия – в основном, для подготовки нужных Швеции государственных чиновников, знающих местные условия. Вскоре при гимназии создали и типографию.
С 1710 года начинается новый этап развития страны, когда во время Северной войны Эстония была присоединена к России; 19 сентября 1710 года Таллинн, не выдержав осады, сдался  русским войскам.

Но вернемся к истории развития эстонского градостроительства с того времени, когда страна попала под власть крестоносцев. В строительстве этой поры на первый план выдвигается, вместе с сооружением крепостей, и культовое зодчество. Коренные изменения происходят в строительной технологии: распространяются каменная кладка на известковом растворе, арка и свод, применяется обожженный кирпич, которые раньше здесь были неизвестны. Из материалов в южной Эстонии преобладают кирпич и валуны, в остальной – плитняк.

Первые замки в Эстонии нередко строились на месте городищ; изначально деревянные сооружения постепенно заменялись каменными (Тарту, Вильянди, Отепя). Как правило, для закладки замков выбирали места, где были естественные возвышенности или водные преграды.
К наиболее древнему типу укреплений относятся нерегулярные в плане замки;  их территорию обносили стеной в соответствии с конфигурацией рельефа местности. Такие замки получили особенно широкое распространение непосредственно после периода завоеваний (Каркси, Лихула, Отепя – все 13 в.). В 13-14 вв. строили также жилые башни-донжоны (в Пайде, Вастселийне), иногда их строили и позднее (1510-е гг, в Кийу). Начиная с 13 в. в Эстонии строят регулярные, четырехугольные в плане сооружения, так называемые кастеллы (в Таллинне, Нарве, Хаапсалу, Вильянди, Курессааре).

В Таллинне Вышгородский замок (Тоомпеа) был построен на месте существовавшего еще в 1 тысячелетии городища древних эстов – Линданиса. Он возводился на высоком плато с крутыми склонами, площадью в 7,3 га, возвышающемся над уровнем моря на 48 м. По народным преданиям, холм образовался из каменных глыб, которые носила в своем переднике на могилу мужа, легендарного богатыря Калева, его вдова Линда. И весь холм Тоомпеа называется в народном эпосе могилой Калева. Главные здания здесь сооружались после завоевания Таллина крестоносцами в 1219 году. Замок начал строиться во времена магистра ордена Меченосцев Фольквина в 1229 году. В южной части Тоомпеа была воздвигнута крепость, окруженная каменными стенами. Ее назвали малым городищем, так как она занимала только часть территории Вышгорода, т.н. большого городища. Впоследствии она превратилась в замок Тоомпеа – военный и государственный центр страны. Тогда же были построены и Домская (епископская) церковь, резиденция епископа, дома феодалов и другие здания. Из-за пожаров сохранилось не так много – некоторые части крепости, Домская церковь, или Собор Девы Марии. Она известна уже с  начала 13 в., когда была построена сначала деревянная, а потом и каменная церковь, что было связано, вероятно, с пребыванием в Вышгороде доминиканцев в 1229-1233 гг. От первоначальной церкви остались только стены квадратного хора. Вероятно, в последней трети 13 в. была построена ее новая трехнефная, четырехтравейная продольная часть с контрфорсами; церковь, широкая и короткая, возможно, планировалась как зальная. Для сводов были установлены консоли (выступы в стене или заделанные одним концом в стену балки, поддерживающие своды, карнизы, балконы и т.д.), что характерно для цистерцианской архитектуры, которая отразилась позднее и в оформлении деталей – таких, как висячие колонки и лизены (плоские вертикальные выступы на стене здания). Тогда же были сделаны и порталы, в том числе главный портал, перспективный, на южном фасаде. В последней четверти 13 в. снесли старую восточную стену и возвели полигональную апсиду. Хор перекрыли восьмидольным домикальным сводом с валикообразными нервюрами. До наших дней из скульптурного декора хора сохранились замковый камень апсиды, а также натуралистические растительные формы орнамента, сходные с декором церкви св. Екатерины в Карья. В 1-й пол. 14 в. продольная часть была дополнена западным эмпором (ложей) в глухой стене; видимо, тогда же здесь возвели четырехгранные столбы. Боковые нефы были перекрыты сводами во 2-й пол. 14 в., а центральный базиликальный неф - лишь в 15 в. Его подпружные арки по форме близки аркам монастырской церкви в Падизе. В 15 в. во внешнем углу, между хором и южным нефом, была возведена колокольня и сделаны другие пристройки, в том числе несколько капелл. Многие изменения в соборе производились после больших пожаров, которые были особенно разрушительны в 1433, 1558 и 1684 гг. Последний уничтожил большую часть каменного декора церкви. В 1778-1779 гг. в западной части здания появилась толстая башня со шпилем (кивером) в стиле барокко (архитектор К.Л. Гейст). Интерерь церкви, простой, но монументальный, богат различными памятниками, в основном, надгробными. У южной стены в алтарной части находится надгробие шведскому полководцу Понтусу де ла Гарди и его жене – дочери шведского короля Иогана Ш, признанное высшим художественным достижением Ренессанса в Эстонии. Оно создано в последнем десятилетии 16 в. (1589-1595 гг.) таллинским скульптором и архитектором А.Пассером. Главную часть памятника составляет саркофаг, где вырублены фигуры супругов в натуральную величину, и эпитафия над ним из тесаного камня с прекрасными скульптурами. На боковых сторонах саркофага высечены различные барельефы; на одном из них изображена осада Нарвы, в которой утонул П. де ла Гарди в 1585 г. Тот же мастер делал и другие надгробия: К. фон Тизенгаузену (1599), К.Гурну (1601). Мастер Г. фон Акен сделал в ренессансном духе надгробие шведскому гофмаршалу Олафу Ринингу (Рюнингу) (1594). В стиле барокко исполнена мраморная эпитафия Й.Гастферу (1676, мастер Н.Миллих). В 1686 г. была создана кафедра, а в 1694-1696 гг. – алтарь в стиле барокко (мастер К.Аккерман; вероятный автор эскиза – архитектор Н.Тессин-младший). Спустя четверть века мастер И.В. Рабе сделал балдахин кафедры (1720). Надалтарную картину написал Э.Гебхардт в 1881 г. Из многочисленных гербов-эпитафий 17-18 вв. наиболее высокохудожественные, с богатым акантовым декором, созданы в мастерской К.Аккермана (конец 17 в.). В церкви были похоронены и знаменитые русские моряки – адмирал С.К. Грейг (1736-1788 г.), командовавший отрядом в Чесменском сражениии, а потом всем Балтийским флотом во время русско-шведской войны 1788-1790, одержавший победу в Гогландском сражении, и военный моряк и океанограф И.Ф. Крузенштерн (1770-1846), который совершил первое кругосветное путешествие на кораблях «Надежда» и «Нева», был создателем Военно-морской академии и соучредителем Русского географического общества, положил начало систематическим глубоководным исследованиям Мирового океана, создал двухтомный «Атлас Южного моря». Классицистическое храмообразное надгробие Грейгу, выполнено, вероятно, по эскизу известного петербургского архитектора Г.Кваренги;  мастером предположительно был И.П. Мартос. Погребение Крузенштерна, уроженца Эстонии, было осуществлено по особому разрешению, так как в церкви с конца 18 в. хоронить запрещалось, и стало последним. Памятник ему, в неоготическом стиле, создано скульптором И.Г. Экснером в 1848 г.
После 1238 г. строительные работы стали вести датчане. Вся территория замка была разделена внутренней стеной, а его южная часть стала форбургом. В северной же, у внутренней стены, построили прямоугольный главный корпус с восточной квадратной башней, перед которым образовался замкнутый внутренний двор, окруженный стенами. Затем замок перешел в ведение Ливонского ордена и в середине 14 века перестроен: возведен, с использованием стен датского здания, двухэтажный конвентский дом с внутренним двором. В замке были помещения для комтура и членов Ордена – такие, как зал заседаний, капелла, спальни, столовая и другие. Тогда же было сооружено четырехгранное строение-данскер (выход), соединенное с бывшей спальней, которое далеко выступает за крепостную стену на склон Тоомпеа. (Подобный замок сохранился в Курессааре). (В 1923 г. дом и данскер были перестроены). Была снесена старая обводная стена на западной стороне, и граница крепости расширилась на запад и восток, была сдвинута на край плато Тоомпеа, и крепость приобрела вид трапеции, изломанной с западной стороны по форме склона. Новое расширение произошло, когда на четырех углах стен, толщиной около 2,5 м, а высотой 20 м, были воздвигнуты башни, из которых сохранились три. В 1371 году в юго-западном углу появилась самая мощная из четырех - круглая башня Длинный Герман, высотой около 46 м, с глубоким сводчатым помещением в нижней части, используемым как склад. Это великолепное строение из известняка, впечатляющее своей строгостью и стройностью. В юго-восточном углу в те же годы была сооружена и другая башня, не сохранившаяся до наших дней, – восьмигранная на четырехгранном основании, названная Стюр ден Керл («Отрази врага»). Около нее находилась система ворот. Чуть позже в северо-западном углу возвели консольную башню Пильстикер. С востока и севера крепость окружал глубокий ров, куда направляли воду из озера Юлемисте. По другую сторону рва перед подъемным мостом были вторые ворота, от который сохранились, в перестроенном виде, круглые башни Вируских ворот и одна башня у Раннавярав. С восточной стороны, до надвратной башни Люхике-Ялг, тянулся еще и дополнительный защитный двор. В 15 в. башня на Люхике-Ялг, прежде деревянная, была заменена мощной каменной. Отсюда в нижний город вела пешеходная дорога. До сих пор сохранилась окованная дверь 17 в. До конца 17 в. в нижний город из Тоомпеа можно было спуститься только одним путем – через двор внутри крепостных стен по Люхике-Ялг (Короткая нога) и Пикк-Ялг (Длинная нога). В конце 17 в. была проложена улица Тоомпеа, а в 1903 г. возник и ход через двор здания суда на т.н. лестницу Паткуля.
 К середине 14 века было закончено в основном строительство стен с одиннадцатью башнями, в том числе с башнями-воротами, но в дальнейшем стена постоянно застраивалась. К 1410 году в укрепленном поясе было уже 28 башен, большая часть которых имели название.

С появлением в 15 в. огнестрельного оружия, особенно артиллерии, потребовались изменения в строительстве укреплений. Высота стены была увеличена до 16 метров (на западе несколько ниже), и хотя толщина стен была 2,5-метра, для ее укрепления построили опоры. Для 15 века характерным стало строительство многоэтажных, высотой около 18-22 м, стенных подковообразных башен, которые значительно выдавались наружу и позволяли вести фланкированный огонь. В башнях доминирует отделенный поясом верхний этаж с часто расположенными бойницами. К башне пристраивался выступающий за городскую стену данскер (выход); выступающие из стены консоли поддерживали его пол - плиту с круглым отверстием. Так были построены башни Кэстриторн (нач. 15 в.), Саунаторн (от эстонского слова saun – «баня», в связи с тем, что башня находилась невдалеке от бани женского цистерцианского монастыря), Тойдумоона, или Гуд-Даг, и др. В 1475 г. была возведена бастионная круглая башня Таллина «Кик-ин-де-Кэк», что значит «Смотри в кухню» - то есть как бы через трубы жилых, над которыми она существенно возвышалась. Это самая мощная башня в Таллинне; ее высота 36 м, диаметр 17 м, стены толщиной 3,8 м, в ней шесть сводчатых этажей (при строительстве бастиона позднее два нижних этажа башни оказались под землей). Украшения башни просты: на уровне пола верхнего этажа идет профилированный пояс и вмурованные во время ремонта в стену в виде декоративных деталей отдельные орудийные ядра, которыми при осаде Таллина в 1577 году его обстреливали русские войска.

В 1529 году в конце улицы Пикк возвели орудийную башню, названную «Толстая Маргарита» (1529), ставшую гордостью таллинского пояса укреплений. Похожую орудийную башню имени Луренбурга построили перед воротами Карья, но в середине 18 в. ее снесли. «Толстая Маргарита» была построена на месте правой башни Больших Морских ворот, рядом с ней возвели новые Морские ворота. Это мощная орудийная башня в виде подковы, ее диаметр 24 метра. Предполагают, что первоначально она была открытой сверху, но затем, с постройкой крыши и межэтажных перекрытий, башня превратилась в четырехэтажное здание, которое стали использовать под казарму, а после революции 1905 году – под тюрьму; во время революционных событий 1917 года таллинские рабочие освободили заключенных, а здание подожгли. Сейчас, несмотря на некоторые перестройки, ансамбль, включающий «Толстую Маргариту», ворота, с тонко выработанным из гранита в стиле поздней готики гербом (1529, мастер Г.Конинг), и стройную кругую башню с заостренным дугообразным карнизом, является одной из лучших достопримечательностей города.

Помимо строительства башен вокруг старого города сооружался и мощный земляной пояс, существенно изменивший рельеф города (16 в. и особенно 17 в.). Были построены бастионы у «Толстой Маргариты» (1650, частично разрушен), на восточной стороне города. Образовавшуюся после засыпки рва площадь между бастионами и городской стеной стали застраивать, в результате чего в 50-е гг. 17 в. за городской стеной появилась улица Уус, что значит «Новая» - первая улица с каменными постройками. В связи с обострением отношений Швеции с Россией в конце 17-нач. 18 вв. шведы стали укреплять город особенно интенсивно, однако к 1710 году вместо запланированных 11 больших бастионов и 6 равелинов были сооружены, ценой огромных усилий и жертв со стороны населения, только три мощных, хотя и меньших, чем было задумано, бастиона: Ингери, или Ижорский (Харьювяравамяги, т.е. Харьюская горка), Шведский (Линдамяги, т.е. горка Линды) и Схооне (Раннавяравамяги - горка Раннавярава); в них проложили при постройке большое число сводчатых ходов (казематов). Были возведены также равелины Висмари (около ул. Тоомпеа) и Гоотиде – в южной части пруда «Валликраав», построены несколько внешних укреплений. После Северной войны в районе порта тоже возникли оборонительные сооружения, но поскольку он был отделен от остальной части города, они не изменили внешний вид Таллинна. Завершением строительства городских укреплений можно считать сооружение в западном и северо-западном районах города земляного вала и нескольких дополнительных земляных укреплений, впоследствии срытых, а также создание сохранившегося до наших дней пруда «Валликраав».

Внутри крепости тоже происходили изменения. На рубеже 15-16 вв. в северо-восточном углу построили круглую орудийную башню Ландскруна, а также надстроили на 10 м Длинного Германа.В 1583-1590 гг. шведы возвели у западной стены форбурга, между конвентским домом и Длинным Германом, двухэтажное парадное здание Государственного зала, которое строили мастера польского происхождения Антоний и Иоганн Полиензисы, а с 1588 г. – Г.фон Акен (от здания сохранились широкие проемы окон в западной части крепостной стены). В 17 в. разрушили южную часть крепостной стены, часть предзамкового защитного двора и построили жилые дома, некоторые из которых были снесены только в начале 20 в. 
В 18 веке произошли крупные перемены. По приказу Екатерины П в 1767 г. был засыпан восточный ров, снесены часть восточной стены, а также препятствовавшие подвозу строительных материалов Государственный зал и некоторые другие здания внутри крепости, и появилось, на месте восточного флигеля замка и угловой башни Стюр ден Керл,  здание Губернского управления (закончено в 1773 г., автор Я.Шульц). Замок стали использовать в качесте тюрьмы; в 1917 году находившиеся там заключенные были освобождены, а здание подожгли. Здание губернского управления образовало западную стену площади Лоссиплатс (Дворцовой площади). Оно было изначально трехэтажным, с мезонином. Главный его фасад, в позднебарочном стиле, обращен к площади перед замком, где был разбит сквер и проходили парады; в интерьере же преобладает уже стиль раннего классицизма – эпохи Людовика ХVI. Здание подвергалось перестройке и в 19-20 вв., когда вместо мезонина устроили третий этаж, уничтожили балюстраду на крыше, а в центре фасада сделали балкон. В 1920-1922 гг. на месте конвентского дома было сооружено здание Государственного совета (архитекторы Э.Хаберманн и Х.Йохансон, оформление фасада – аритектор Б.Крюммер).

В Нарве регулярный кастелл, который назывался крепость Германа, с воротами, обращенными на запад, был построен датчанами в 1-й половине 13 века на границе Ливонии с Россией, проходившей в средние века по реке Нарва. На другом берегу реки был Ивангород (1492). К крепости Германа была пристроена позднее четырехугольная низкая башня, названная позже Длинный Герман, и теми же датчанами (т.е. не позже 1-й половины 14 в.) заложен форбург в северной стороне замка. Во 2-й половине 14 в., с частичным использованием обводной стены старого кастелла, тут был возведен конвентский дом, а в юго-западном и юго-восточном углах здания – сторожевые висячие башни. Внутренний двор окаймляла деревянная галерея, соединявшая между собой помещения замка. Главную башню надстраивали несколько раз, впервые – в конце 15 века. Возле западной стены крепости был обширный форбург (1341-1342), который тоже неоднократно укреплялся в 16 и 17 вв.

С конца 13 в. появляются замки, характерные для архитектуры Ливонского ордена, – так называемые конвентские дома, где четыре флигеля располагаются под прямыми углами вокруг квадратного двора. По правилам Ордена в конвентском доме имеется часовня, зал капитула, рефекторий (столовая) и дормиторий (спальня), которые соединены крестовым ходом – галереей, расположенной вокруг внутреннего двора. Наиболее древний и огромный конвентский дом находился в Вильянди (конец 13 в.). Письменные источники свидетельствуют, что в 1224 г. на месте древнеэстонского начали сооружать каменную крепость по инициативе магистра ордена Меченосцев Фольквина. Судя по всему, ее план приспосабливали к рельефу местности. По всей вероятности, в конце 13 в. началось строительство главного здания замка по типу конвентского дома; оно происходило в несколько этапов. В Ливонии того времени это было самое большое сооружение: каждая сторона его достигала 55 м. От него сохранились лишь нижняя часть стен и западная стена. В северном крыле находились основные помещения замка – часовня и зал капитула. Над северо-западным углом доминировала квадратная башня, сильно выступавшая вперед. Крепость была хорошо защищена предзамковыми укреплениями; конвентский дом был окружен форбургом. На его восточной стороне располагалось жилое здание для наемных солдат, построенное в 15-16 вв., и часовня. В северной части замка находились еще два форбурга, разделенные рвами. Во время войн 17 века крепость значительно пострадала и впоследствии потеряла свое оборонное значение. Среди других замков старой Ливонии Вильяндиский  отличается исключительным богатством скульптурного декора – в основном, капителями (ныне в местном краеведческом музее), которые украшали столбы северного флигеля и крестового хода, обрамлявшего внутренний двор. Над ними работали несколько мастеров, вероятно, раньше практиковавших в Риге. Сохранились и архаичные капители, представляющие собой как бы нераспустившуюся почку растения, и капители с готическим растительным орнаментом.

Великолепным декором отличается и северо-восточная башня другого замка, в Вастселийна. Это был епископский замок, заложенный в 1342 г. магистром Ливонского ордена Б.фон Дрейлебеном в качестве пограничного замка Тартуского епископата против Изборска. Вскоре, с 1354 г., он стал местом паломничества. Самой древней его частью, существовавшей уже в 1353 г., являются мощная четырехгранная башня с часовней и с цейхгаузом, построенные на мысу. Во второй половине 14 в. был пристроен главный корпус, представлявший собой упрощенный конвенский дом с тремя флигелями. В те времена замок считался самым мощным в Ливонии. В конце 15-начале 16 в. его реконструировали: были построены круглые башни с амбразурами для огнестрельного оружия, новый форбург, сложная система ворот. Северо-западная башня, богато декорированная, была возведена, вероятно, по проекту мастера, строившего западные башни Петропавловского собора в Тарту. К 18 веку замок превратился в развалины.

Замки типа Вильяндиского и Вастсейлинского существовали в Пярну, в Курессааре (1345-1365) и в других местах.
Замок Курессааре на острове Сааремаа стал с середины 14 в.,  после Хаапсалу, резиденцией Сааре-Ляэнемааского епископа. Вероятно, первый замок – прямоугольный регулярный кастелл (не сохранился) – заложили еще во 2-й половине 13 в. около тогдашней пристани. В 1330-х гг. началось возведение конвентского дома, правда, после заложения фундамента и строительства массивной квадратной башни в северном углу дома, называющейся Стурвольт, работы были приостановлены или, что не исключено, сменились мастера, поэтому в главном замок строился в 1345-1365 гг. Тогда изменилась и планировка: в восточном углу здания достроили четырехгранную стройную башню, названную Длинный Герман; хотя существует мнение, что башня была построена еще в 1260-е гг. как самостоятельное сооружение. Она была изолирована шахтой от замка как такового. В южной части располагается капелла с восьмигранным центральным столбом. Рядом, в юго-западном флигеле, находится парадный рефекторий с нервюрными крестовыми сводами, опирающимися на восьмигранные столбы. В подобных им профильных формах решены и оконные переплеты и элементы сводов крестового хода, что позволяет предположить, что в этом замке работали мастера из Центральной Европы – вероятнее всего, из Богемии; эти же профильные формы применялись и в церкви св. Мартина в Вальяла. В верхней части внешних стен был открытый боевой ход. Над главным этажом находились хозяйственные помещения. Конвентский дом был достроен в последней четверти 14 в. В 1430-х гг. возвели обводную стену вокруг замка, дополненную затем полукруглыми башнями с бойницами для огнестрельных орудий. В конце 16 века появились первые земляные укрепления. И в последней четверти 17 века замок продолжал укрепляться: по проектам архитекторов П.фон Эссена и Э.Дальберга были построены бастионы и равелины.

В 15 в., в связи с распространением огнестрельных орудий, первые известия о которых в Эстонии восходят к концу 14 в., существенно изменяются оборонительные сооружения. Строятся сильно выступающие из-за стены круглые орудийные башни (в Вастселийне, Хаапсулу), в которых амбразуры для боя делаются и в их нижних зонах. Наиболее характерным для этого времени типом замка был просторный лагерь-кастелл, рассчитанный на большие группы войск (в Пайде, Лайузе).

В средние века шесть городов были окружены оборонительной стеной: Таллинн, Тарту, Пярну, Вильянди, Нарва и Хаапсалу. Но лишь в Таллинне городская стена сохранилась более или менее на всем ее протяжении. (Из окружности 2,35 км длины крепостной стены и 46 башен в настоящее время существуют 1,85 км и 21 башня). Здесь каменную оборонительную стену начали строить в 1265 году, а систематические работы по укреплению города начались в 1310 году по указанию датского наместника Йоганна Канне. Свою окончательную конфигурацию стена получила к 1346 году; неоднократные реконструкции укреплений продолжались до Ливонской войны (до сер. 16 в.). Об укреплениях других городов Эстонии данных мало. Известно, что их широко реконструировали, особенно в 1-й пол. 16 в.: пристраивали круглые фланкирующие оружейные башни и сложные системы ворот.
В 13-14 вв. архитектура культовых зданий в Эстонии была очень разнообразна. В ней заметно влияние зодчества Германии (прежде всего Вестфалии), Скандинавии (особенно Готланда) и Центральной Европы. На основе архитектуры этих регионов формировались местные школы со свойственными им особенностями. Лишь единичные сооружения 13 в. имеют элементы романского стиля, подавляющая же часть построек относится к готике. В 13-14 вв. в разных частях Эстонии складываются самостоятельные архитектурные школы. В западной Эстонии и на островах распространился тип однонефной безбашенной церкви, с высокими нервюрными сводами, узкими окнами, пластически акцентированными порталами и скульптурным убранством. Центральная же Эстония любила башни и тип трехнефной зальной церкви, с безнервюрными «купольными» сводами, круглыми столбами, увенчанными резными капителями. В южной Эстонии преобладали кирпичные трехнефные зальные безбашенные церкви с нервюрными сводами.

Архитектурная школа западной Эстонии хорошо представлена  группой церквей 2-й пол. 13 в. и  1-й пол. 14 в. в Сааре-Ляэнемааском епископстве (церковь св. Мартина, 1240-е гг., в Вальяла; церковь св. Марии, 1-я пол. 13 в. до нач. 14 в., в Пейде; собор Евангелиста Иоанна, 1260-е гг., в Хаапсулу; церковь св. Петра, 1270-е гг., в Каарма).  Это однонефные, безбашенные постройки, часто перекрытые домикальными сводами. Нередко они выполняли и оборонительные функции. Замечателен скульптурный декор церкви св. Екатерины (последняя четверь 13 в., в Карья), церкви св. Марии (в Пейде), сохранились фрагменты стенной росписи (церкви св. Екатерины, в Муху (1267) и в Карья; церковь св. Мартина, в Вальяла; церковь св. Марии Магдалины, 2-я пол. 13 в., в Ридала; церковь св. Петра, в Каарма).

В церкви св. Петра в Каарма (1270-е гг.) впервые на острове были использованы контрфорсы в строительстве. В стиле церкви сочетаются романские черты (окна ризницы, декор трехлопастного северного портала) и черты готики (стрельчатая форма западного портала, обрамленного круглой тягой с кольцевыми валиками). Домикальный свод хора с парусными колонками и нервюрами продолжает традиции, использованные в строительстве церкви св. Мартина в Вальяла, а три окна на восточной стороне, по всей видимости, в качестве образца имели окна церкви св. Якова в Риге. Позднее над ризницей надстроили второй этаж с камином; он использовался в качестве убежища. Церковь перестраивали во 2-й четверти 15 в., она стала двухнефной. Судя по профилям подпружных арок и по тому, что столбы были восьмигранными, можно заключить, что работали таллиннские мастера. Столбы декорированы примитивными рельефами: на базах изображены аллегорические сцены дикой охоты и рая, на стволах колонн – фигуры Петра и Павла и гербы донаторов. В интерьере церкви находятся произведения разных эпох: крещальный камень - конец 13 в., полихромная деревянная скульптура св. Иосифа, созданная мастерами северо-немецкой школы, принадлежит 15 в., фигуры двенадцати апостолов и скульптурное изображение сцены «Страшного суда», бывшие частью позднеготического алтаря, относятся к 16 в. (ок. 1520 г., круг живописи К.Берга), расписные створки алтаря - ко второй четверти 16 в. (круг живописца Л.Кранаха или Г.Кеммер), а кафедра – уже эпохи Ренессанса (1645 г., мастер Я.Якобсон). На северной стене хора в технике al secco изображено круглое окно, с наружной же стороны проходил расписной фриз, из которого сохранились только фрагменты. Западная башня церкви была построена в начале 15 века.
Сооружение однонефных церквей в западной Эстонии продолжается до 16 века.

Для архитектуры же центральной Эстонии этого времени типичны зальные церкви, имеющие три нефа со стройными круглыми столбами и часто западную башню (церковь девы Марии, в Амбла, церковь св. Марии Магдалины, в Коэру, обе – 3-я четверть 13 в.; церковь св. Мартина в Тюри, кон.13-нач. 14 в.).
Кирпичная архитектура южной Эстонии из-за многочисленных войн сохранилась плохо. Во 2-й половине 13 в. здесь заметно влияние рижских памятников (трехнефная зальная церковь св. Лаврентия в Ныо, 1260-1270; Николаевская церковь в виде псевдобазилики в Пярну, 2-я пол. 13 в., не сохранилась).  Несколько позже важнейшее влияние на развитие архитектуры оказал город Тарту со своими базиликальным Петропавловским собором – самой крупной готической постройкой Эстонии (2-я треть 13 в.-15 в., ныне в развалинах), церковью св. Марии (не сохранилась), церковью св. Иоанна Крестителя (конец 13-14 вв.).

Все эти сооружения – базилики, где зона трифория отмечена нишами, что является исключительным приемом в архитектуре Прибалтики. Уникальной также является и замечательная терракотовая скульптура тартуской церкви св. Иоанна Крестителя (кон.13-14 вв.). Фигурами украшен и вимперг, и внешние стены церкви, и башни; особенно богат скульптурный декор интерьера церкви, и прежде всего ее центрального нефа. На столбах находились фигуры под балдахинами (не сохранились), на импостообразных капителях – рельефы: драконы, растительные мотивы, гербовые лилии. В четырехлопастных нишах над аркадами располагается пояс скульптурных портретов, аналогичный тому, что находится на внешней стене. Над ним – псевдотрифорий, состоящий из ниш с сидящими в них фигурами под балдахинами. Это исключительно редкий прием организации трифория во всей готической архитектуре, где чувствуется отдаленное влияние английской и французской готики.

Сельские церкви в 14 в. нередко возводились по образцу церкви св. Лаврентия в Ныо. С 15 в. распространение получает трехнефная широкая и короткая зальная церковь (церковь св. Мартина в Ранну, 1-я пол. 15 в.), иногда имеющая эркерообразную башенку на западном щипце.
Для зодчества северной Эстонии наиболее значительными являются памятники Таллинна. Позднесредневековые перестройки исказили сооружения более раннего времени (сохранились лишь хор собора св. Марии, или Домской церкви, 13 в.; церковь святого Духа, 14 в.).

В 15 в. складывается своеобразная таллиннская поздняя готика. Собор св. Марии, церкви Олевисте и Нигулисте перестраиваются в базилики. Для построек этой поры характерны порталы с прямыми импостами, нерасчлененные стенные плоскости, опирающиеся на консоли подпружные арки. Их архитектура оказала влияние на культовые здания всей северной Эстонии  (церковь св. Маврикия в Хальяла, 2-я четверть 15 в.; церковь Св. Якова в Виру-Яагупи, сер. 15 в.). Образцы гражданской архитектуры этого времени сохранились лишь в Таллинне. Самым выдающимся из них является здание ратуши (законченна в 1404 году). Она оказала влияние на архитектуру Большой гильдии (1407-1410) и гильдии св. Улафа (1419-1422). Наиболее характерной чертой многих жилых построек города является расположенный торцом к улице купеческий дом с большой передней (диле) и отапливаемой комнатой (дёрнзе) на первом этаже. Отопление было своеобразным. В подвале находилось основание из каменной кладки, на нем – кирпичный свод, на котором лежал булыжник, над ним, на уровне пола жилой комнаты, - известняковая плита с отверстиями. В процессе топки отверстия плиты закрывали керамической или каменной крышкой и открывали дымоход. Когда дрова сгорали, дымоход закрывали, а отверстия в полу открывали; таким образом тепло попадало в комнату. В подобных жилых 2-3-этажных зданиях главный портал и детали убранства из тесаного камня иногда украшались скульптурным декором.

Важное место в архитектуре Эстонии занимают монастыри. Большая часть их принадлежала Ордену цистерцианцев: мужские монастыри в Кяркна и Падизе (1317), женские в Таллинне (монастырь св. Михаила, или Михкли, 13-16 вв.), в Лихула и Тарту. Архитектура цистерцианских построек оказала заметное влияние на многие другие культовые сооружения. Доминиканские монастыри располагались в Таллинне (монастырь св. Екатерины, 1246 г.-16 в.) и Тарту, францисканские – в Тарту, Вильянди и Раквере. В окрестностях Таллина находился монастырь Пирита (св. Бригитты, ок. 1400 г.-16 в.). До нашего времени частично сохранились монастырские постройки в Таллинне, Падизе и Вильянди.

С памятниками архитектуры тесно связаны многие предметы изобразительного и прикладного и искусства. В декоре церквей 13 в. часто проявлялись позднероманский стиль и готика. Особое место в готической скульптуре Эстонии занимает уже отмеченный великолепный терракотовый декор церкви св. Иоанна Крестителя (Яани) в Тарту (14 в.). Для Таллина характерна позднеготическая каменная резьба (рельефы порталов). Таллинские мастера резьбы по дереву создавали интересные образцы мебели, сохранившиеся в таллиннской ратуше. Но деревянная скульптура в 13-15 вв. была, в основном, работы мастеров из Любека и Нидерландов. До наших дней дошло несколько позднеготических створчатых алтарей, созданных по заказам таллиннских церквей. Самыми ценными из них являются ретабло любекской работы в церкви Нигулисте (1481, мастер Г.Роде) и в церкви Св. Духа (1483, Б.Нотке) в Таллинне. Интересны и некоторые алтари нидерландского происхождения. Уникальной является огромная картина (1,6х7,5 м) Б.Нотке «Пляска смерти» (кон. 15 в., церковь Нигулисте). Распространены были надгробные плиты из плитняка. Наиболее древние из них имеют трапециевидную форму и украшены символическими фигурками или орнаментальными изображениями (западная Эстония, не позже 1-й пол. 13 в.). В 14-15  вв . преобладают прямоугольные плиты большого размера (до 2х3 м) с гербами, символами евангелистов и текстами. Авторами их были, по большей части, таллиннские мастера, чьи произведения начиная с 14 в. вывозили в другие страны Северной Европы.

В нач. 16 в. появляются памятники, где уже встречаются отдельные элементы стиля Ренессанс (надгробие И.Баллива, ок. 1520, мастер М.Зиттов, церковь Нигулисте). Но по-настоящему этот стиль войдет в эстонское искусство в 30-е годы 16 в. В 1-й четверти 16 в. в Таллинне плодотворно работал известный нидерландский скульптор и живописец Михель Зиттов, который долгое время трудился при французском, испанском и других королевских дворах.
Середина и вторая половина 16 века была временем чрезвычайно неспокойным, полным политических потрясений и перемен. В результате Ливонской войны (1558-1583) прекратил свое существование Ливонский орден, страна была разделена между Речью Посполитой (юг страны), Швецией (север) и Данией (остров Сааремаа).

В первые десятилетия 17 в. из-за длительных сражений между Польшей и Швецией было разрушено много архитектурных памятников южной Эстонии. Заключение Альтмарского (1629), а затем Бремсебруского (1645) мирных договоров, когда вся Эстония подпала под шведское господство, способствовало стабилизации положения. В 20-е гг. 16 в. в городах Эстонии распространяется реформация (ее кульминация приходится на 1524-1525 гг.), сменившаяся затем контрреформацией, главным центром которой была иезуитская коллегия в городе Тарту, основанная в 1585 году. Там же в 1632 г. был открыт университет, названный Academia Gustaviana, что стало важным событием в культурной жизни страны.
Искусство Ренессанса и маньеризма в Эстонии было связано с североэстонскими торговыми городами Таллинном и Нарвой, а также с Тарту. На местные памятники этого стиля оказало влияние искусство Северного Возрождения (главным образом Нидерландов и Швеции) и Польши. Более всего ренессансные тенденции обнаружили себя в орнаментике и архитектурном декоре (например, реконструированный фасад дома Черноголовых в Таллинне, скульптор А.Пассер, около 1597 г.). В стране, истощенной войнами, строительная деятельность почти прекратилась. Некоторые города (Вильянди, Пайде, Раквере), лишенные всех прав, перешли в личные владения дворян и до конца 18 в. оставались поселками.

В строительстве фортификационных сооружений наблюдается переход к возведению земляных укреплений: во 2-й пол. 16 в. шведские мастера построили бастионы в Таллинне и в Пярну (мастер А.Л.Моларе), в Нарве и в Курессааре. В городах строятся, в основном, гражданские здания: в Таллинне, на Ратушной площади, сооружается важня (1554-1555, не сохранилась), на Вышгороде, в замке, - здание государственного зала (не сохранилось), реконструируется дом братства Черноголовых, церковь Св. Духа и ратуша надстаиваются башенными киверами. В Нарве получает распространение новый тип жилого дома с вытянутым вдоль улицы фасадом с монументальным подъездом (архитектор З.Гофман и др.; дома не сохранились).

Значительное место в искусстве этого времени занимает каменная скульптура (ведущий мастер А.Пассер). Широкое распространение получает резьба по дереву (кафедры, алтари, двери и т.д.). Самым выдающимся произведением декоративного искусства 16 в. является кафедра в церкви Св. Мартина в Ранну (сама церковь – 1-я пол. 15 в., кафедра - сер. 16 в.), парапет которой украшен рельефными изображениями Христа, Иоанна Крестителя, Моисея, Аарона и портретными медальонами, обрамленными вьющимся растительным орнаментом. Кафедра выполнена в стиле Ренессанса, вероятно, тартуским мастером, следовавшим, по-видимому, вестфальским образцам. Традиции нидерландского искусства воплощают в своих работах таллинские мастера Б.Гейстман и Л.Хейсман; с польским искусством связано творчество Б.Рашки, работавшего на острове Сааремаа. В 30-е годы 17 в. в Таллинне наиболее продуктивной была мастерская Т.Хейнце; но в произведениях этой мастерской уже заметны отдельные барочные черты.

Стиль барокко в эстонском искусстве охватывает время с 30-х годов 17 в. до 80-х гг. 18 в. В свою очередь оно делится на два периода: 17 в., когда страна находилась под шведским господством, и время с 1710 г., когда вся эстонская территория в результате Северной войны (1700-1721) была присоединена к Российской империи.

Сначала искусство барокко заявляет о себе в декоративных формах: место арабесок и картушей занимают волюты и абстрактный хрящевидный орнамент, на смену которым во 2-й пол. 17 в. приходит буйный декор с мотивами аканта и цветов.
Для 17 в. характерно возведение земляных городских укреплений. По проектам выдающихся шведских инженеров-фортификаторов Э.Дальберга, П.фон Эссена и др. города Таллинн, Нарва, Тарту, Пярну, а также замок в Курессааре окружаются поясом бастионов. Однако в большинстве случаев из-за Северной войны эти укрепления остались незаконченными. Иногда (например, в Пярну, Нарве) одновременно со строительством укреплений шло расширение городской территории, на которой старались добиться регулярной планировки.

Благодаря транзитной торговле с Россией Нарва наряду с Таллинном заняла ведущее положение в стране. Это в свою очередь создало предпосылки для интенсификации здесь строительных работ. В результате город превратился в единый стилистический ансамбль. В архитектуре его зданий доминирует стиль так называемого нидерландского барокко, воспринятый через Швецию. Для городских домов характерны угловые эркеры, расчлененные пилястрами фасады, скульптурные порталы. Старый город Нарвы был разрушен во время Второй мировой войны, и свой первоначальный вид восстановила одна только ратуша (1668-1671, архитектор Г.Тейффель).

В Таллинне стиль барокко приживается медленнее и проявляется более сдержанно: многие здания лишь перестраиваются, например, фасад северного притвора церкви Нигулисте (1676-1678, скульптор В.Нак). Интерьеры домов получают расписные балочные перекрытия. У северной стены церкви Нигулисте возводится часовня Г.А. Клодта (1673). Довольно много барочных построек возводится во владениях семейства де ла Гарди в западной Эстонии и на острове Сааремаа (ратуша, 1670, важня, 1663, обе – в Курессааре), а также в Пярну (жилые дома). В это время строятся и деревянные здания, как, например, церковь Св. Марии Магдалины в Рухну, 1643-1644). Многое было достигнуто и в скульптуре. В Нарве интересны  порталы работы Я. ван дер Капелле и И.-Г.Херольдта. Примечателен скульптурный портал ратуши (скульптор Н.Миллих). Важную роль в искусстве этой эпохи приобретает резьба по дереву (мастер Э.Тиле из Копенгагена). В последней четверти 17 в. ведущим мастером-резчиком становится К.Аккерман, в чьих работах наряду с пышным акантовым декором большое место занимает объемная пластика.

Присоединение Эстонии к России принесло с собой новые художественные связи: через  Петербург распространялись более зрелые формы стиля барокко, на смену прежнему скульптурному декору приходит штуковая пластика. В сер. 18 в. некоторое распространение получает стиль рококо. Развивается градостроительство: для этого времени была примечательна закладка нового портового города Пальдиски (Балтийский порт) с регулярной сетью улиц. Продолжают воздвигать бастионные укрепления (в Палдиски, в Тарту). Самым замечательным памятником архитектуры барокко, созданным в это время, является Кадриоргский дворец и парк под Таллинном (1718-1725, архитектор Н.Микетти), заложенный по распоряжению Петра I как его личная резиденция. Дворцовый ансамбль использует планировку итальянской виллы, где главное здание и флигели стоят на одной линии на склоне холма. Дворец стоит на небольшом естественном откосе, поэтому его главный фасад имеет три этажа, а противоположный – два. Два верхних этажа главного фасада связаны между собой пилястрами, а цокольная часть отделяется от них карнизом. Более нарядно оформлен центральный ризалит. На втором его этаже был балкон (вначале с балюстрадой), опирающийся на портик из четырех колонн. Крыша тоже была опоясана балюстрадой. В вестибюле до наших дней сохранился лепной потолок, поддерживаемый колоннами, зато лестница перестроена полностью. Самым репрезентативным помещением  дворца является двухсветный зал, находящийся над вестибюлем. Его стены расчленены пилястрами, филенками и межэтажным карнизом, простенки над окнами и вокруг овальных окон украшены богатым лепным декором (мастера М.Шейтингер, А.Квадри, С.Цельтрехт). В зале два камина, расположенные на продольной оси, с тонко исполненным скульптурным декором; над ними находятся картуши с инициалами Петра I  и Екатерины I, поддерживаемые фигурами гениев.Зеркальный свод с роскошным декором украшен плафоном с росписью на темы «Метаморфоз» Овидия в технике al secco (неизвестный мастер, 1720-е гг.). Дворовый фасад дворца был перестроен в 1933-1934 гг. архитектором А.Владовски. Окружавший дворец регулярный парк не сохранился. На его территории расположены вспомогательные постройки последней четверти 18 в. и 1-й половины 19 в. – такие, как здания для охраны, беседка «Люстхаус» и др.; позже они были перестроены.

Гражданские постройки стиля барокко относительно просты: сказались экономические трудности после Северной войны. В городах строят, в основном, деревянные здания (в Тарту). Для культовой архитектуры характерны зальные или крестообразные в плане постройки. К первым относится, например, церковь Св. Елизаветы в Пярну (1744-1747, архитектор И.Г. Вюльберн, И.Г. Гютербок), ко вторым - церковь Св. Екатерины там же (1764-1768, архитектор П.Егоров). Возводятся усадебные ансамбли, где значительную роль играют парки (усадьба Сууремыйза, 1772, о-в в Хийумаа). Лучшее, что было создано в это время в стиле рококо, - интерьеры дворца в Пылтсамаа (1770, штуковые работы мастера И.М. Граффа и, как полагают, росписи мастера Г.Х. Вельте, не сохранились).

Среди произведений декоративного искусства 1-й пол. 18 в. наиболее замечателен иконостас (1720), созданный И.П. Зарудным для таллиннской гарнизонной церкви. В работах некоторых мастеров этого времени, например, И.В. Рабе, видны традиции резьбы по дереву конца 17 в., утраченные во второй половине 18 в.

В последней четверти 18 в. в архитектуре Эстонии прочные позиции завоевывает ранний классицизм (стиль Людовика ХVI), на смену которому приходит господствующий в России в 1810-1840 годах ампир. Основными  центрами художественной жизни по-прежнему остаются Таллинн и Тарту. Так, в новом стиле было построено здание губернского правления в Таллинне на Вышгороде (1767-1773, архитектор И.Шульц). Барочные черты вполне гармонично сочетаются здесь с  элементами раннего классицизма. Соединение двух стилей видно и в постройках этого времени в Тарту, где после гигантского пожара 1775 г. возводится ряд значительных сооружений: ратуша (1782-1786, архитектор И.Г.Вальтер), каменный мост (1775-1784, архитектор И.Цаковский, не сохранился), жилые дома.

Знаменательным событием, особенно для маленьких городов, была уездная реформа 1783 года. Многие города (такие, как Валга, Вильянди, Курессааре, Раквере) превратились в административные центры. Началось возведение каменных административных сооружений («дом для присутственных мест», «дом для судебных мест», в Пайде, в Раквере и в Хаапсалу, по пректу архитектор И.Моора, в Валге, все – 1780-е годы) и других общественных зданий (аптека, 1779-1780, в Вильянди, школы и т.д.). В жилищном строительстве преобладали деревянные постройки, за исключением города Курессааре, где плитняк был более доступным материалом, чем дерево. В последние десятилетия 18 в. в стиле раннего классицизма строятся господские дома и в усадьбах: в Сауэ (между 1774 и 1778), в Ээсмяэ (1770-е гг.), в Роосна-Аллику (1780-1786, архитектор И.Шульц).

На архитектуру построек зрелого классицизма сильное воздействие оказало постановление 1809 года о типовых фасадах. Лучшие достижения данного времени в строительстве связаны с вновь открытым в 1802 году университетом в Тарту. В городе по проектам архитектора И.В. Краузе возводят главное здание университета (1803-1809) и анатомический театр (1803-1805); облик Тарту значительно меняют новые зеленые газоны на улицах и парки, в том числе парк Тоомемяги, который был разбит на территории бывших укреплений. В Таллинне строятся жилые дома (особняк на ул. Кохту, 8, архитектор К.Л.Энгель). В северной Эстонии возводятся многочисленные крупные усадебные ансамбли, характерными чертами которых были колонные портики на главном фасаде и купол над круглым залом. Таковы усадьба в Хыреда (ок. 1812 г.), усадьба в Рийзипере (1819-1821), усадьба в Колге (1820-е гг.). По всей стране в этот период строятся в большом количестве почтовые станции и корчмы, где переплетаются стили «официальной» и народной архитектуры.
Эстонское народное зодчество связано с крестьянскими постройками. Хотя сохранившиеся здания датируются лишь 18 в., в них ясно проступают более ранние традиции.

Каждый из трех главных этнографических регионов Эстонии (северный, южный и западный - вместе с островами) имеет свои особенности в типах поселений. Для северной и западной Эстонии наиболее характерной является кучевая деревня, в которой архитектура домов и их расположение связаны с древнейшими традициями. Дворы в такой деревне, находящиеся по соседству друг с другом, образуют как бы беспорядочную гроздь; на пересечении дорог в центре селения или на краю его обычно имеется площадь со свободной планировкой. Для южной же Эстонии, в основном, характерны разбросанные поселения и единичные дворы. В таких деревнях, как правило, жилые дома находятся не по сторонам дороги, а в глубине участка. На побережье Чудского озера встречаются деревни с типичной для России уличной планировкой, когда  дворы размещаются непосредственно вдоль деревенской улицы.
Наиболее распространенным строительным материалом являлось дерево, из которого возводилисль, в основном, срубные постройки; в северной и западной Эстонии также применялся плитняк. Крыши, в большинстве своем четырехскатные, покрывались соломой или, в приморских районах, тростником.
Самой характерной и самой своеобразной постройкой местной сельской архитектуры является жилая рига, которая одновременно была жилым и рабочим помещением. Этот тип сооружений был распространен лишь в Эстонии и в северной Латвии. Неясно время его происхождения; вероятнее всего, это первая половина нашего тысячелетия. В жилой риге три основных части: собственно рига, гумно и камора (каморы). Основным ядром постройки является рига, бывшая долгое время единственным отапливаемым помещением. В верхней ее части устанавливались колоники-жерди для сушки зерна. Для обогрева делалась топившаяся по-черному (без дымохода) печь-каменка или глухая печь-каменка. Со стороны печи к собственно риге примыкали неотапливаемая камора (или каморы), которую только летом можно было использовать под жилье, а с другой стороны – гумно, служившее для обмолота зерна; зимой здесь держали скотину. В северной Эстонии рига была обычно выше других помещений, но уже, чем гумно, и потому перед ней и за ней был выступающий вперед навес. В южной и западной Эстонии рига и гумно одной ширины. Во 2-й половине 19 в., когда появились печи с дымоходами, начали отапливаться и каморы, в результате чего они стали основными жилыми помещениями. В конце 19 в. жилые помещения стали отделять от риги.

Другие хозяйственные постройки строились по периметру широкого двора. Как правило, со стороны гумна во дворе располагались хлевы, а ближе к каморам – амбары. Амбаров было не меньше двух: один для зерна, другой для одежды, но могло быть и пять или шесть. Традиционна для усадьбы и баня. До 19 в. баня имела одно помещение, а в 19 веке стали строить баню с предбанником.

Большую роль в сельских районах играли и мельницы. В Эстонии наиболее распространенными были ветряные и водяные мельницы. В Западной Эстонии и на островах сохранился архаический подтип ветряной мельницы – козловая, или столбовая, когда поворачивается весь корпус постройки вместе с крыльями. В других местах страны в 18-19 вв. господствует так называемый голландский, или шатровый, ветряк.
В «официальной» архитектуре Эстонии с середины 19 в. начинает доминировать историзм, любивший возвращаться в новом качестве к уже пройденным стилям. Наибольшее предпочтение отдается неоготике, самым ранним образцом которой является дворец в Кейла-Йоф (начало 1830-х гг., архитектор А.И. Штакеншнейдер), а среди лучших – и дворец в Сангасте (1874-1881, архитектор О.П. Гиппиус). Влияние рижской архитектуры сказалось в использовании форм ганзейской готики. Отдельные сооружения возводились в неороманском стиле (Карловская церковь, 1872-1870, Таллинн, архитектор О.П. Гиппиус). Административные же здания предпочитали строить в ренессансных и барочных формах.

В начале 20 в. развитие получает стиль модерн  (югендстиль); из рижской архитектуры заимствуются формы немецкого «хайматкунст». Однако наиболее значительные произведения в стиле модерн связаны с финской школой. Первой постройкой в духе архитектуры северного национального романтизма является клуб завода Лютера в Таллинне (1907, архитекторы А.Линдгрен, Э.Сааринен, Г.Гезеллиус). В том же стиле были возведены театр «Ванемуйне» в Тарту (1906, архитектор А.Линдгрен, не сохранился), театр «Эстония» в Таллинне (1910-1913, архитекторы А.Лидгрен, В.Ленн), банк в Таллинне (1910-1912, архитектор Э.Сааринен) и др. Саанинену принадлежит также конкурсный проект генерального плана Таллинна, оставшийся невоплощенным. Среди лучших зданий данного периода - драматический театр в Таллинне (1919, арх. А.Бубырь, Н.В. Васильев). К началу 20 века относится деятельность первых профессиональных архитекторов-эстонцев, которые в своем творчестве ориентируются на современную архитектуру (жилой дом на ул. Вяйке-Карья, 1, в Таллинне, 1914, архитекторы К.Бурман, А.Перна), а также стремятся создать постройки оригинальной «эстонской» архитектуры (здание эстонского студенческого общества в Тарту, 1902, архитектор Г.Хеллат; клуб спортивного общества «Калев» в Пирита, 1912, архитектор К.Бурман, не сохранился).
В конце октября 1917 года в Эстонии была установлена советская власть; с 29 ноября 1918 г. по 5 июня 1919 г. существовала Эстонская советская республика, которая называлась Эстляндская трудовая коммуна. 19 мая 1919 г. учредительное собрание провозгласило создание независимой Эстонской республики. В 1934 г. в стране совершен государственный переворот, установлена диктатура: распущен парламент, в 1935 г. запрещены все политические партии.

В буржуазной Эстонской республике в 1920-е годы проектировались в основном пригороды с особняками и зелеными зонами. В конце 1920-х годов в архитектуре развивается функционализм, который достигает своего расцвета в следующем десятилетии. Самое замечательное здание этого времени – Дом искусств в Таллинне (1934, архитекторы Э.Й. Куузик, А. Соанс). Наиболее последовательно проводил идеи функционализма в своих работах архитектор О.Сийнамаа (жилые дома в Пярну; гостиница, потом санаторий «Эстония» в Пярну, 1937, совместно с архитектором А.Соансом). Архитектор Х.Йохансон проектирует школьные здания. В Таллинне возводятся многоэтажные жилые дома, в нижних этажах который располагаются торговые помещения, благодаря чему существенно меняется облик центра столицы. Во 2-й половине 1930-х годов появляются здания, где заметно стремление авторов проектов к «представительной архитектуре». В убранстве фасадов этих построек используются элементы стилизации античных ордеров и народного искусства ( административное здание, потом Эстонская сельскохозяйственная академия – в Тарту, 1940, арх. А.Котли, Э.Лохк).
В 1940 году в Эстонию были введены советские войска; 21 июля 1940 г. образована Эстонская ССР, которая 6 августа 1940 г. была присоединена к СССР. Часть эстонцев была депортирована. Во время войны, с декабря 1941 по 1944 гг, Эстония находилась в немецкой оккупации. В ходе освобождения Советской Армией территории Эстонии была восстановлена Эстонская ССР в составе СССР.

Первые послевоенные годы были связаны с работами по восстановлению разрушенных городов. В войне была совершенно разрушена Нарва, много зданий погибло в Таллинне, Тарту и др. Постройкам 1-й половины 1950-х годов свойственно необдуманное следование классицистическим композициям и декору. Перелом в зодчестве произошел в конце 1950-х  годов. Строительство жилых домов стало осуществоляться в основном в новых городских кварталах со свободной планировкой. В архитектуре общественных зданий был создан ряд интересных сооружений: уникальная певческая эстрада в Таллинне (1960, архитекторы А.Котли, Х.Сепманн, Э.Паальманн), Политехнический институт (1962-1969, архитекторы Тэльпус и др.), гостиница «Виру» (1972, архитекторы Порт, Сепманн и др.), гостиница «Олимпия» (1980, архитектор Т.Каллас, Р.Керстен и др.), центр парусного спорта в Пирита (1980, архитекторы Х.Сепманн, П.Янес, А.Х. и К.Лоовээр, А.Райд), Дворец культуры и спорта в Таллинне (1980, архитекторы Р.Карп, Р.Алтмяе). Большие достижения связаны со строительством в сельских районах.

В 1991 году Верховный Совет Эстонской Республики принял постановление о государственной независимости Эстонии.



вернуться к списку
 

 

Москва, Настасьинский переулок, д. 4, офис 201
Тел.: (495) 921-05-23 (мн.) 784-62-86, 784-62-83, + 7 (926) 816-95-41
Почта: info@baltworld.ru | схема проезда
Rambler's Top100